Ислими 
 Ислимиособая резьба относящаяся к рельфной резьбе, характеризуется глубокой выборкой и чеканкой фона, зародившийся в Средней Азии.Характерная особенность данной резьбырасположение орнаментального узора над фоном. Фон вокруг резных элементов выбирается на одну глубину.Так же характерной особенностью ислими является отделка. Как правило, отделывается только сам узор, находящийся над фоном, иногда фон чеканится, чтобы выгодно подчеркнуть резные элементы.
 Ислими можно отличить по тончайшему переплетающемуся растительному или геометрическому орнаменту. По такому узору глаз может скользить до бесконечности плавно перетекая с одного завитка на другой. На первый взгляд создается впечатление, что это ажурная сквозная резьба которая была наложенная на фон.Данной резьбой украшали колонны, карнизы,двери, шестигранные и восьмигранные столики и табуреты, шкатулки, рамки, портсигары и другие изделия из дерева.

 Тамошние мастера применяют для резьбы в основном древесину бука, платана (чинары) , карагача, грецкого ореха. Такой выбор пал на эти деревья благодаря их высокой плотности древесине и красивому цвету, выразительности текстуре и доступной в тех краях. В средней полосе  вполне подойдут береза, дуб, груша, яблоня. Древесина должна быть хорошо высушенной,что б в будущем не растрескалась.

 Для резьбы по твердой древесине применяются тонкие резцы, напоминающие небольшие долотца. Все прямые линии орнамента прорезают косым ножом. Остальные  при желание можно изготовить самим из узких полосок инструментальной стали,так же хорошо подойдут отслужившие старые напильники или надфили.Резцы нужно изготовить с таким расчетом, чтобы рабочие части их имели различную степень крутизны. Ширина стамесок колеблется от двух до 10мм. Желобчатые или полукруглые резцы при работе оставляют на поверхности древесины глубокий след в виде дуги. Для выборки фона лучше использовать клюкарзы. 

 Для накалывания фона применяются специальные  гурзи(канфарник).Канфарник изготавливается из прямого стамески, на режущей части которого трехгранными надфилями нарезаются зубья.Многорядный канфарник изготовляется из металлического стержня квадратного или прямоугольного сечения. На торце стержня зубья нарезаются тем же трехгранным надфилем.Так же подойдет хорошо квадратный. 
1 — прорезание контура орнамента резцами
2 — выборка фона клюкарзами   
3 — наколка фона
4 — нанесение желобчатых врезок

 Ислими можно увидеть не только в резьбе по дереву, а так же в камне, в металле, тканях, требующих сложной технической обработки, в коврах, в лепных украшениях из гипса, в майолике.

 Ислими, занявшие прочное место в азербайджанском орнаменте, можно разделить на несколько групп: саде (простой), ганадлы (крылатый), хачалы (раздвоенный), буталы (миндалевидный) и хорме (плетеный).

 Говоря об ислими бендлик, следует отметить, что его бордюрная полоса, называемая хорук (сплетение), встречается чаще всего в декоре металлических изделий XI века, в коврах, в архитектурных памятниках, относящихся к XIII веку. Эта полоса (кайма) состоит из последовательно повторяющихся ислими различных форм на трех извилистых (зигзагообразных) линиях.

 Композицию ислими бендлик можно увидеть на дверных и портальных украшениях дворца Ширваншахов в Баку, относящегося к XV веку, на входной двери сельской мечети в селении Бюльбюля на Апшероне, которая так же является памятником архитектуры XV века, на халы и коврах XVIXVII веков, сотканных в Южном Азербайджане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий