Богородская
Богородская резьба появилась в 16 веке в Московской области в Загорском районе, село Богородское. В 19 веке богородске мастера объединились в артель (с 1923 – «Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы).В самого начала крестьянин делал игрушки для своих детей и по возможности продавал на местных рынках.
Со временем богородская резьба распространилась далеко за пределе своего края. В начале 19 века мастера так же стали вырезать строумные конструкции движущихся фигурок с незатейливым сюжетом, это были фигурки дровосека, грибников, гусар, дам, всадников на конях, животных и птиц.Чем ближе к нашим дням, тем фигурки становились сложнее и замысловатей. Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу не только фигурки людей, но и животных («дергуны», «кузнецы» и пр.).Иногда богородские игрушки разрисовывались.
Со временем богородская резьба распространилась далеко за пределе своего края. В начале 19 века мастера так же стали вырезать строумные конструкции движущихся фигурок с незатейливым сюжетом, это были фигурки дровосека, грибников, гусар, дам, всадников на конях, животных и птиц.Чем ближе к нашим дням, тем фигурки становились сложнее и замысловатей. Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу не только фигурки людей, но и животных («дергуны», «кузнецы» и пр.).Иногда богородские игрушки разрисовывались.
Материалом для богородских игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины,сосна.Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет.Стволы выбирались ровными,прямослойными. Чурочки кололись на несколько поленьев в виде треугольнико,брусков или плашек.При обработки мастер обычным маленьким топориком намечал общие контуры будующей фигурки. После грубой обработки заготовки приступали к работе коротким богородским ножом со скошенным лезвием. Богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, так сказать сходу(с маху), – отсюда и пошло второе название богородской резьбы – маховая.
Для птиц счастья бралась сосна.Самым сложным в них считаеться сделать оперенья(крылья и хвост), и как сделать оперенья и не сломать их, тут увы и ах, а секрет не раскрою.
Сейчас при фабрике существует музей богородской игрушки, можно попасть и на экскурсию по цехам, попробовать самим собрать игрушку из готовых частей. Богородская игрушка жива, и это подлинно русская народная традиция в богатой и многообразной культуре России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий